Что
  • Аквапарки
  • Гостиницы и отели
  • Кафе и рестораны
  • Музеи
  • Развлечения
Где

Документом, подтверждающим историческую ценность вокзала, является телеграмма, сообщающая о том, что новое объемное красивое здание, архитектура – псевдорусский крепостной стиль впервые было построено в Брест-Литовске и открыто 28 мая 1886 года.

История вокзала

Вокзал станции Брест-Центральный — памятник архитектуры Республики Беларусь, настоящий музей под открытым небом, музей мрамора. Он первым встречает и последним провожает гостей нашей Республики, и зарубежья.
По своей архитектуре и ценности здание вокзала занесено в свод памятников ЮНЕСКО. 28 мая 2018 года вокзалу исполнилось 132 года.

В 1883 году по Указу царя Александра II начали строительство вокзала и станции Брест-Центральный, а 28 мая 1886 года вокзал сдали в эксплуатация. Так одним из первых гостей, которого принял вокзал, был царь Александра III и его гости. Здесь не раз проходили пышные мероприятия, например, именины царя Александра III и встреча с наследником германского престола Вильгельмом, сыном канцлера Германии.
Строился вокзал и проектировался вокзал архитектором Б. Лодбергом при участии инженеров Л. Николаи и Я. Горбунова. Общая площадь 970,18 кв. саженей (4417 м2), стоимость более 2 млн рублей золотом всей станции и зданий.

Вокзал считался замком или дворцом, а именовался «Вокзал Брест-Литовский».

Фасады вокзала были оформлены классически, использовались формы неоготики, модной в середине XIX века, вокзал считался крупнейшим и красивейшим в Российской империи.

В 1888 году в здании вокзала и на перроне было установлено 160 электрических лампочек, ток для которых вырабатывали три динамо-машины с помощью паровых установок, в то время вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга освещались керосиновыми лампами. Для обслуживания высоких гостей существовал буфет, а также было три входа для пассажиров, в зависимости от значимости персон.

С Восточной стороны были пристроены пенаты для царской почты и связи, помещения жандармерии и царские комнаты отдыха (почивальни), поскольку цари Николай I, Александр II, Александр Ill, Николай II приезжали на окраины России, границы были под Варшавой и проводили инспекции войск, находящиеся в нынешнем Северном городке.
Этот вокзал служил пассажирам до начала Первой мировой войны. В 1915 году русские войска, не устояв под натиском войск кайзеровской Германии, отступая по доктрине военного времени, разрушили вокзал, пострадало более 60% здания, были разрушены мосты и станция Брест-Центральный. Вокзал в таком состоянии простоял до 1922 года. В 1921 году земли нашей Белоруссии по Рижскому договору отходят к Польше. В 1922 году было принято решение о восстановлении вокзала и в 1929 году он вступил в эксплуатацию в новой конструкции.

Восстановление вокзала

Восстановление вокзала шло под руководством варшавского архитектора Э. Гольдберг. Разрушения составляли более 60% общего объема здания. Реконструкция проходила начиная с 1920 года и продолжилась вплоть до 1929 года. Победитель конкурса не известен, но среди строителей был русский военный инженер Павлов. Название дали «Брест-по-над-Бугом».
Новые фасады вокзала были выполнены в так называемом «стиле народовом». Это стилевое направление сочетало в себе черты ренессанса, барокко и традиционного польско-белорусско-литовского народного зодчества. В архитектурных решениях объемов, принципах построения форм, декоре, чувствовалось влияние работ польского архитектора С. Шиллера (1857-1933). Одним из вероятных примеров, использованных при реконструкции вокзала, мог быть мост Понятовского в Варшаве, построенный по его проекту в 1905–1913 гг.

После реконструкции основной объем здания остался прежним. Изменился в сторону увеличения только центральный пилон главного фасада. Он стал двухэтажным, значительно выдвинулся вперед. Сейчас здание венчают высокие щипцы и аттики ренессанских и барочных форм. Пинакли аттиков завершались каменными шарами. Ризалиты главного фасада превратились в двухэтажные вежи, поддерживаемые контрфорсами, идущими до середины второго этажа. Фасады здания получились более сдержанными, основной декор переместился в верхнюю часть строения. Здание было оштукатурено. Основная плоскость стен имела охристый оттенок, выступающие части, окрашенные в белый цвет, придавали зданию выразительность и декоративность.

Аналогичные вокзалы были построены на станции Бяла-Подляска (Польша), Ковель (Украина), Слоним (Беларусь), возведенные в 20-е годы.
Удивительно, но в период Великой отечественной войны здание вокзала не было разрушено фашистами. С 22.06.1941 по 29.06.1941 года вокзал обороняли милиционеры, железнодорожники и военнослужащие. Защитники вокзала в первые дни войны считали, что это провокация, но, увы, — это была война.
Обороняя вокзал, многие защитники погибли, Л. Д. Елин начальник Брестского отделения службы движения со своей командой, А. Я. Воробьев — начальник отделения милиции с милиционерами, старшина П. П. Баснев с военнослужащими. Это трагическая страница истории вокзала, ибо фашисты глубинные подвалы залили водой, и оборона была сломлена.

Послевоенное время

И. В. Сталин в 1945 году следовал в Берлин через Брест для подписания капитуляции и высказал следующее:

«Несмотря на послевоенную разруху страны в Бресте нужно построить такой вокзал, чтобы была мощь и гордость Советского Союза».

В 1949 году в Брест прибыл Климент Ефремович Ворошилов для рассмотрения вопроса о строительстве нового здания вокзала. В 1950 году Управление Белорусской железной дороги заказало проект реконструкции вокзала институту «Киевгипротранс». Авторский коллектив: архитектор И. С. Петряков, Г. И. Гранаткин, соавторы архитектор Б. И. Альтер, инженер С. Л. Гиренка.
В строительстве принимали участие лучшие архитекторы и строители СССР. Основная достройка и реконструкция началась с 1953 года, и в 1957 году в работу вступили билетные кассы, залы «интурист», таможенный зал и зал накопления.

Здание было построено в стиле советского ампира, но достаточно сдержано, фасады не перегружены декором, свойственным таким постройкам 1930-1950 гг.
В 1975 году был построен зал ожидания для выезжающих за границу (стеклянный зал), таким образом, кассовый зал был соединен с таможенным залом.

С апреля по ноябрь 1993 года проведена наружная реставрация вокзала фирмой по реставрации памятников старины Республики Польша.

Реконструкция вокзала

С 1886 года вокзал встречал и провожал: царей Николая I, Александра II, Александра III, Николая II, В. И. Ленина, И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, И. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, А. Н. Косыгина, П. М. Машерова, А. А. Громыко, Ким Ир Сена, Ж. Помпиду, глав Правительств Варшавского договора. Артистов: Л.3ыкину, Э. Пьеху, С Ротару, М. Ульянова, И. Кобзона, композиторов: А. Пахмутову, Н. Добронравова. Космонавтов: П. Климука и В. Терешкову. Через вокзал проезжало множество делегаций. Вокзал с богатой историей прославляет Брест и его жителей.

В память о прошедших событиях на фасадах установлены памятные доски: о подвигах защитников вокзала, о факте следования В. И. Ленина в 1900 году в Германию для издания газеты «Искра», памятные доски, что вокзал является памятником архитектуры Республики Беларусь, о 100-летиии истории Белорусской железной дороги.

Вся история вокзала значится в книгах и на стендах историко-политического музея, который был создан 24 мая 1986 года на базе первоначальных архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Гродно, мемориального комплекса «Брестская Крепость-герой», из личных воспоминаний работников вокзала и те, кто был причастен к созданию музея. Музей создавали С. Г. Столярчук, Ю. И. Наймушин, С. Т. Шпудейко. С. Т. Шпудейко ведет музейную работу, пишет историю, проводит экскурсии для гостей, учащихся школ и всех учебных заведений. Только за 2011 год музей посетило 1330 слушателей. В музейном фонде вокзала имеется 98 важных экспозиций. Коллектив участвовал в выставках ВДНХ, есть дипломы, грамоты и Правительственные награды.
Музей отражает трудовые будни коллектива вокзала, за что четырнадцать работников получили почетные звания и награждены знаком «Почетный железнодорожник».
В коллективе работают такие династии как: семьи И. И. Киселя — общий трудовой стаж 252 года; семья И Рачковской (Липко), родственники работали на Брест-Литовской железной дороге с 1913 года; семья А. В. Семака — 125 лет, семья Т. Г. Гутик — 183 года, всего на вокзале трудилось и трудится, по сей день, одиннадцать династий.
Выставочные экспозиции (стенды) рассказывают об истории, обороне, трудовой деятельности, спортивной работе, отдыхе, праздничных мероприятиях в дни юбилеев.

В 2008 году началась реконструкция пассажирского комплекса вокзала станции Брест-Центральный. Работы по реконструкции велись стройтрестом № 8. Авторы реконструкции: главный инженер проекта Алексейчук Николай Петрович, главный архитектор — Апанасенок Анатолий Владимирович, главный специалист по архитектурному историческому наследию — Смеян Валентина Васильевна.

Проект предусматривал реконструкцию трех основных объектов — Московской стороны, Варшавской стороны и здания железнодорожного вокзала.

19 декабря 2013 года открыты объекты завершенной 2-й очереди реконструкции здания железнодорожного вокзала. Ее результатом стали реставрация фасада здания, устройство зала ожидания на 240 посадочных мест, зала ожидания повышенной комфортности на 50 мест, зала ожидания для лиц с ограниченными физическими возможностями, бара и бистро, автоматических и стационарной камер хранения, комнат отдыха, а также помещений по предоставлению комплекса услуг пассажирам (обменный пункт, аптечный киоск, банкомат, медпункт и др.).

В сегодняшнее время входы в здание вокзала выполнены с применением автоматических раздвижных дверей, залы ожидания оборудованы системой беспроводного доступа в интернет. Создана система пространственного ориентирования с применением указателей на белорусском и английских языках, т.е. создана безбарьерная среда. Поэтому вокзал стал комфортным для всех его посетителей.

Rate us and Write a Review

Ваша оценка этого места

angry
crying
sleeping
smily
cool
Добавить

Your review is recommended to be at least 140 characters long

Подтвердите этот объект

Your request has been submitted successfully.