Что
  • Аквапарки
  • Гостиницы и отели
  • Кафе и рестораны
  • Музеи
  • Развлечения
Где

История Брестского железнодорожного вокзала

У Брестского железнодорожного вокзала есть своя «метрика» — телеграмма, которую телеграфистка отправила от имени начальника службы ремонта путей и зданий К.С.Лямина члену правления Московско–Брестской железной дороги Н.Н.Петерсу 132 года назад, 28 мая 1886 года. «После молебствия, сего числа с 2–х часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции», — сообщил господин Лямин господину Петерсу. До сих пор телеграмма бережно хранится в музее вокзала.

Брест. Перрон вокзала. 1920-е гг.
Тогда вокзал произвел огромное впечатление на современников. Помимо того, что он был похож на крепость, расположенную на острове, он еще и освещался, и это было впервые в истории железнодорожного транспорта России. В 1888 году в залах ожидания и в служебных помещениях вокзала зажглось 160 электрических лампочек мощностью по 20 свечей каждая, а на перронах выросли 12 фонарей по 50 свечей. Многие в то время говорили, что это уникальный в своем роде вокзал в Империи, так, например, автор календаря–справочника «Брест за 1913 год» был уверен, что несколько первых лет своего существования Брестский вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». Вместе со строительством железнодорожного вокзала в Бресте стал развиваться общественный транспорт. На смену извозчикам–одиночкам пришли омнибусы — многоместные конные кареты, соединявшие вокзал с центром города и Брест–Литовской крепостью.
Однако, после того как город вошел в состав Польши, железнодорожный узел потерял свое прежнее значение, но, к счастью, покалеченное Первой мировой здание вокзала на произвол судьбы не оставили. Польское правительство придумало отличное решение — объявило конкурс на лучший проект восстановления станции и вокзала, и к 1929 году реконструкция, изменившая архитектурный облик, была полностью завершена.
В годы Великой Отечественной вокзальные стены здания держали оборону, однако не сильно пострадали. Правда, после освобождения Бреста саперы почти две недели трудились над разминированием строения. А потом начались активные ремонтные работы, в которых участвовали и немецкие военнопленные.

Очередная реконструкция выпала на 1953 — 1957 годы. Построили новое здание сержантского и рядового состава с агитпунктом на третьем этаже и билетными кассами на первом, появилась пристройка к главному зданию — таможенный зал и зал для интуристов.
Одну из проблем, которые тогда стояли перед проектировщиками, решил знаменитый скульптор Евгений Вучетич, автор «Воина–освободителя» в берлинском Трептов–парке. Он был на вокзале проездом. Скульптор предложил убрать тяжи, скреплявшие стены вокзала, а взамен по всему периметру сделать пояс из армированного бетона. Благодаря такой переделке центральный зал ожидания стал просторнее и красивее, — считает директор музея Брестского железнодорожного вокзала, почетный железнодорожник Савва Шпудейко.
Во время этой реконструкции использовались самые разные горные породы — гранит, гранодиорит, мрамор из месторождений различных уголков СССР: Грузии, Карелии, Урала, Украины. Цветовая гамма холлов и залов настолько разнообразна, что их можно рассматривать как необычный музей минералов. Кстати, именно в те годы на центральной башне появились шпиль и пятиконечная звезда.

В 1993 — 1994 годах произошло частичное обновление вокзала. Частичная по скольку польская фирма-мастерская по реставрации памятников старины запросила 1,5 миллиона долларов, однако Белорусская железная дорога смогла выделить лишь чуть больше миллиона, и некоторые необходимые работы пришлось исключить. Именно тогда возник вопрос о смене советской символики, разгорелись нешуточные споры, однако в результате решено было оставить символ эпохи. Новую звезду изготовили в реставрационных мастерских Варшавы.
Вокзал не только был свидетелем важных исторических событий, но и огромного множества людей. Например, вскоре после открытия здания, 29 августа 1886 года, император Александр III и его сын Николай встречали на вокзале наследника германского престола принца Вильгельма. В 1900 году по дороге в Германию здесь останавливался Ленин. Бывали здесь Клим Ворошилов, Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Петр Машеров, Сергей Смирнов, Валентина Терешкова. Хрущев и Брежнев, а также президент Франции Жорж Помпиду с удовольствием пообедали в вокзальном ресторане.                                                                                                                                                    Сейчас вокзал на пороге очередной реконструкции. Не так давно завершился ремонт перронов и тоннеля на Московской стороне. Ждет своей очереди зал для гостей из за рубежа: его крыша требует внимания, нужно менять мозаичный пол в центральном зале ожидания.

В музее вокзала есть огромный альбом, где на каждой странице красуется автограф знаменитости. Оставила там записи и Александра Пахмутова, поздравил коллектив Михаил Ульянов, а также Людмила Зыкина, Петр Климук и Юрий Лужков желали работникам Брестского отделения Белорусской железной дороги добра и долгих лет.

Конечно, случались на вокзале и неприятные ситуации. В 90-е годы, после развала СССР, многие бывшие советские граждане устремились за счастьем в Европу. Так, в 1992 году через вокзал проследовало почти 9 миллионов 534 тысячи человек, а в 1993-м — около 11 миллионов 310 тысяч! Без конфликтов с пассажирами не обходилось, но в то же время и случалось немало забавных историй. Однажды пограничники не разрешили выезжающей в Германию семье взять с собой попугая. Расстроенная владелица отнесла несчастную птичку к дежурной по вокзалу Елене Климович. Та — домой, где попугай вдруг заговорил: «Тоша Радаев — красотульчик! Дайте ложечку кашки!» Словоохотливый Тоша пожил некоторое время в Бресте, пока хозяева не получили разрешение на его вывоз.
Для многих, кто следует на Запад, выбирая железную дорогу, Брестский вокзал так и остается воротами в Европу, а для въезжающих в Беларусь — визитной карточкой страны. Железнодорожна инфраструктура постоянно развивается, так совсем недавно почти вдвое сократилось время пребывания в Бресте транзитных пассажирских поездов. Если вдруг вы будете проездом в Бресте, не стоит сидеть в вагоне: пройдитесь по вокзалу, насладитесь любопытной архитектурой, почувствуйте гармонию, красоту и удобство.

Rate us and Write a Review

Ваша оценка этого места

angry
crying
sleeping
smily
cool
Добавить

Your review is recommended to be at least 140 characters long

Подтвердите этот объект

Your request has been submitted successfully.