Что
  • Аквапарки
  • Гостиницы и отели
  • Кафе и рестораны
  • Музеи
  • Развлечения
Где

История Брестского железнодорожного вокзала

У Брестского железнодорожного вокзала есть своя «метрика» — телеграмма, которую телеграфистка отправила от имени начальника службы ремонта путей и зданий К.С.Лямина члену правления Московско–Брестской железной дороги Н.Н.Петерсу 132 года назад, 28 мая 1886 года. «После молебствия, сего числа с 2–х часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции», — сообщил господин Лямин господину Петерсу. До сих пор телеграмма бережно хранится в музее вокзала.

Брест. Перрон вокзала. 1920-е гг.
Тогда вокзал произвел огромное впечатление на современников. Помимо того, что он был похож на крепость, расположенную на острове, он еще и освещался, и это было впервые в истории железнодорожного транспорта России. В 1888 году в залах ожидания и в служебных помещениях вокзала зажглось 160 электрических лампочек мощностью по 20 свечей каждая, а на перронах выросли 12 фонарей по 50 свечей. Многие в то время говорили, что это уникальный в своем роде вокзал в Империи, так, например, автор календаря–справочника «Брест за 1913 год» был уверен, что несколько первых лет своего существования Брестский вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». Вместе со строительством железнодорожного вокзала в Бресте стал развиваться общественный транспорт. На смену извозчикам–одиночкам пришли омнибусы — многоместные конные кареты, соединявшие вокзал с центром города и Брест–Литовской крепостью.
Однако, после того как город вошел в состав Польши, железнодорожный узел потерял свое прежнее значение, но, к счастью, покалеченное Первой мировой здание вокзала на произвол судьбы не оставили. Польское правительство придумало отличное решение — объявило конкурс на лучший проект восстановления станции и вокзала, и к 1929 году реконструкция, изменившая архитектурный облик, была полностью завершена.
В годы Великой Отечественной вокзальные стены здания держали оборону, однако не сильно пострадали. Правда, после освобождения Бреста саперы почти две недели трудились над разминированием строения. А потом начались активные ремонтные работы, в которых участвовали и немецкие военнопленные.

Очередная реконструкция выпала на 1953 — 1957 годы. Построили новое здание сержантского и рядового состава с агитпунктом на третьем этаже и билетными кассами на первом, появилась пристройка к главному зданию — таможенный зал и зал для интуристов.
Одну из проблем, которые тогда стояли перед проектировщиками, решил знаменитый скульптор Евгений Вучетич, автор «Воина–освободителя» в берлинском Трептов–парке. Он был на вокзале проездом. Скульптор предложил убрать тяжи, скреплявшие стены вокзала, а взамен по всему периметру сделать пояс из армированного бетона. Благодаря такой переделке центральный зал ожидания стал просторнее и красивее, — считает директор музея Брестского железнодорожного вокзала, почетный железнодорожник Савва Шпудейко.
Во время этой реконструкции использовались самые разные горные породы — гранит, гранодиорит, мрамор из месторождений различных уголков СССР: Грузии, Карелии, Урала, Украины. Цветовая гамма холлов и залов настолько разнообразна, что их можно рассматривать как необычный музей минералов. Кстати, именно в те годы на центральной башне появились шпиль и пятиконечная звезда.

В 1993 — 1994 годах произошло частичное обновление вокзала. Частичная по скольку польская фирма-мастерская по реставрации памятников старины запросила 1,5 миллиона долларов, однако Белорусская железная дорога смогла выделить лишь чуть больше миллиона, и некоторые необходимые работы пришлось исключить. Именно тогда возник вопрос о смене советской символики, разгорелись нешуточные споры, однако в результате решено было оставить символ эпохи. Новую звезду изготовили в реставрационных мастерских Варшавы.
Вокзал не только был свидетелем важных исторических событий, но и огромного множества людей. Например, вскоре после открытия здания, 29 августа 1886 года, император Александр III и его сын Николай встречали на вокзале наследника германского престола принца Вильгельма. В 1900 году по дороге в Германию здесь останавливался Ленин. Бывали здесь Клим Ворошилов, Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Петр Машеров, Сергей Смирнов, Валентина Терешкова. Хрущев и Брежнев, а также президент Франции Жорж Помпиду с удовольствием пообедали в вокзальном ресторане.                                                                                                                                                    Сейчас вокзал на пороге очередной реконструкции. Не так давно завершился ремонт перронов и тоннеля на Московской стороне. Ждет своей очереди зал для гостей из за рубежа: его крыша требует внимания, нужно менять мозаичный пол в центральном зале ожидания.

В музее вокзала есть огромный альбом, где на каждой странице красуется автограф знаменитости. Оставила там записи и Александра Пахмутова, поздравил коллектив Михаил Ульянов, а также Людмила Зыкина, Петр Климук и Юрий Лужков желали работникам Брестского отделения Белорусской железной дороги добра и долгих лет.

Конечно, случались на вокзале и неприятные ситуации. В 90-е годы, после развала СССР, многие бывшие советские граждане устремились за счастьем в Европу. Так, в 1992 году через вокзал проследовало почти 9 миллионов 534 тысячи человек, а в 1993-м — около 11 миллионов 310 тысяч! Без конфликтов с пассажирами не обходилось, но в то же время и случалось немало забавных историй. Однажды пограничники не разрешили выезжающей в Германию семье взять с собой попугая. Расстроенная владелица отнесла несчастную птичку к дежурной по вокзалу Елене Климович. Та — домой, где попугай вдруг заговорил: «Тоша Радаев — красотульчик! Дайте ложечку кашки!» Словоохотливый Тоша пожил некоторое время в Бресте, пока хозяева не получили разрешение на его вывоз.
Для многих, кто следует на Запад, выбирая железную дорогу, Брестский вокзал так и остается воротами в Европу, а для въезжающих в Беларусь — визитной карточкой страны. Железнодорожна инфраструктура постоянно развивается, так совсем недавно почти вдвое сократилось время пребывания в Бресте транзитных пассажирских поездов. Если вдруг вы будете проездом в Бресте, не стоит сидеть в вагоне: пройдитесь по вокзалу, насладитесь любопытной архитектурой, почувствуйте гармонию, красоту и удобство.

Rate us and Write a Review

Ваша оценка этого места

angry
crying
sleeping
smily
cool
Добавить

Your review is recommended to be at least 140 characters long

Подтвердите этот объект